Новости в сфере религии

Патриархия www.patriarchia.ru/db/news/

Губкинская епархия

губепарх.рф/

Белгородская митрополия www.beleparh.ru/novosti

Православие.ру pravoslavie.ru/24/

Азбука веры azbyka.ru/news/

 

Православные книги
Православное видео

 Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Однако есть и другие формы, например, круга - это знак вечности, восьмиконечной звезды - символ того, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Часто храм устраивается в виде корабля, это символ того, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном.

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол венчает глава, на которой ставится крест – во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: 2 главы означают два естества в Иисусе Христе (Божеское и человеческое), 3 главы – три Лица Святой Троицы, 5 глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, 7 глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов, 9 глав – девять чинов ангельских, 13 глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Бывает и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница. Колокола призваны созывать верующих на молитву и  возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

 

 

 

Православный храм по внутреннему устройству делится на 3 части: алтарь, средний храм и притвор.

Алтарь символизирует Царство Небесное, это самая важная часть храма. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Сегодня в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также, если на прихрамовой территории нет церковной лавки, то в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т.д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка - паперть.

Христианские храмы строятся алтарем на восток – в сторону, где восходит солнце. Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из приделов освящается в память особого праздника или святого.

Слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня – престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю – из белого полотна и верхнюю – из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.

Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются Дары для таинства Причащения.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат.

 

Средние, самые большие, называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери – северные и южные – называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от царских врат обычно помещается икона Спасителя, налево – Божией Матери, далее – образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Возвышение перед иконостасом - солея, а ее середина - полукруглый выступ перед Царскими вратами – именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне преподается верующим и Святое Причастие.

Бывает, что по краям солеи устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Возле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена, они выносятся верующими при крестных ходах.

В храме есть канунник, или канун, с изображением Распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения.

 

Общественные богослужения или, как говорят в народе, церковные службы – это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит из трех видов служб, которые все вместе составляют суточный круг богослужений. Так, вечернее богослужение состоит из 9-го часа, вечерни и повечерия; утреннее – из полунощницы, утрени и 1-го часа; дневное – из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии.

Началом новых суток Церковь считает не полночь, а шесть часов вечера, поэтому первой службой суточного круга является вечерня. На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день.

Повечерие - это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущий, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола.

В полночь полагается совершать полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором пришествии Спасителя и о Страшном суде.

Утреня – одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв.

На 1-м часе  Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

3-й час служится в воспоминание событий, происходивших в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Святой Дух, и в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор.

6-й час служится в воспоминание распятия Господа, а 9-й час – в воспоминание Его крестной смерти.

Главным же богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия. Она предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной Вечери.

Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1‑й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением.

Утром последовательно служатся 3 час, 6 час и Божественная литургия.

Литургия условно разделяется на 3 части – проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3 и 6 часов, вспоминается Рождество Спасителя. В это же время вспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви.

На литургии оглашенных песнью «Единородный Сыне» изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.

На литургии верных Великий вход символизирует выход Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.

Пение Херувимской песни при открытых царских вратах совершается в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в преуготовленных и переносимых Святых Дарах.

Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко гробу Его.

Слова «Двери, двери» перед пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха.

Слова «Премудростию вонмем» (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры. Пение Символа веры совершается всем народом.

При возглашениях священника «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…» воспоминается Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.

Евхаристический канон - главная часть Литургии, во время которой совершается преложение Св. Даров в Тело и Кровь Христову через возношение их и освящение при чтении особой евхаристической молитвы. Важность этой минуты велика. Слово «Евхаристия» (ευχαριστια) в переводе с греческого значит «Благодарение». Мы приносим Богу жертву хваления – выражение благодарности и священного восторга за великий подвиг Искупления человеческого рода Иисусом Христом.

Во время пения «Достойно есть» (или другой священной песни в честь Богородицы – Задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за которых совершается Божественная литургия.

В начале общенародного пения молитвы Господней «Отче наш» следует изобразить на себе крестное знамение и положить поклон. «Отче наш» – это указатель на пути к Богу и мольба о помощи на этом пути. Молитва Господня концентрирует в себе весь христианский мир: в ней все собрано, раскрыт весь смысл христианской жизни, нашей жизни в Боге.

При возгласе священника «Святая святым» земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время воспоминается Тайная Вечеря и последняя беседа Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.

По открытии Царских врат и вынесении Святых Даров, что означает явление Господа Иисуса Христа по Воскресении Своем, при возглашении «Со страхом Божиим и верою приступите» полагается земной поклон.

К святому Причащению подходят после таинства Исповеди (покаяния в грехах) и разрешительной молитвы священника (дети до семи лет Причащаются без исповеди). Готовящиеся к Причащению должны быть накануне за вечерним богослужением, прочитать три канона из молитвослова (Спасителю, Божией Матери и Ангелу хранителю) и Последование ко Святому Причащению, попоститься не менее трех дней (о мере поста лучше посоветоваться со священником) и ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.

Церковь – это таинственное собрание людей, где происходит единение Бога с человеком, где рождается единый богочеловеческий организм. Мы приходим в храм для того, чтобы стать частью црковной общины, стать ее существом. Она делает нас соприродными Христу, так как мы являемся ее телом, а Он - ее Главой. Церковь - это Богочеловек Иисус Христос и мы, все вместе, "ибо все мы одим Духом крестились в одно тело" (1Кор.12:13). Все мы - Тело Христово, а порознь - его члены (1Кор.12:27). Только в Церкви Господь дарует нам возможность приобщаться Своей Плоти и Своей Крови. 

Смысл христианской жизни состоит в том, чтобы наполниться Духом Святым, сделаться единоприродным с Господом, соединиться с Ним. Если это происходит, наше пребывание на земле становится осмысленным, а жизнь – по-настоящему духовной.

 

Использованная литература:

1. «Первые шаги в храме» https://azbyka.ru/deti/pervy-e-shagi-v-hrame#n2,

2. Протоиерей Алексей Уминский. «Божественная литургия: объяснение смысла, значения, содержания» https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminskij/bozhestvennaja-liturgija-ob-....

 

Фото: Яндекс-картинки