12 июля - День святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Этот праздник, как видно из его наименования, назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру.
Петр – наиболее часто упоминаемый из апостолов на страницах всех четырёх Евангелий. Апостол, о котором подробнее всего рассказывается в Евангелиях, не выделялся среди прочих происхождением, образованием или талантами. Он носил вполне обычное еврейское имя Симон. До того, как стать учеником Христа, он был рыбаком. У Симона была жена и собственный дом в селении Капернаум.
Господь призвал Петра и его брата, будущего апостола Андрея Первозванного, когда они занимались ловлей рыбы на Генисаретском озере. «Иисус же, взглянув на него, сказал: «ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень» (Ин.1:42). Именно так получил он свое второе имя со значением «камень, скала»: по-арамейски оно звучало Кифа, по-гречески Петр. Именно под этим именем мы знаем апостола сегодня.
Именно Петр первым среди учеников назвал Учителя Христом, то есть Мессией. Именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова. Он, апостол Петр, тот, кого святитель Иоанн Златоуст назвал «устами апостолов», от имени всех учеников дает краткое, но полное исповедание истины: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16:16). Эти слова Петра были свидетельством об истинном человечестве Христа и истинном Его Божестве.
В жизни апостола Петра есть такой случай, когда ему предстояло испытать резкий переход от веры к неверию, а потом от отречения к покаянию: когда перед распятием Христа взяли под стражу, Петр трижды отрекся от Господа, как Он и предсказывал ему. Но Петр сердечно раскаялся и искупил свое предательство тем, что стал пламенным проповедником Христовой веры и послужил основанию Церкви.
После Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов — своей первой проповедью Петр обратил ко Христу 3000 человек. Церковное Предание говорит, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии. Там он совершил множество чудес и исцелений. До наших дней дошли два Соборных послания апостола Петра. Они включены в Новый Завет и направлены на укрепление в вере, предостережение от влияния лжеучителей.
Апостол Петр предсказал свою мученическую смерть: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне». К концу жизни Петр вернулся в Рим, и там в 67-м году, он был казнен за евангельскую проповедь. Распяли апостола вниз головой по его собственной просьбе: он считал себя недостойным быть распятым так же, как Господь.
Апостол Павел не был учеником Христа во время земной жизни Спасителя. Более того, Савл (как звали Павла до обращения в христианство) был гонителем христиан. Он родился в Малой Азии, в городе, многие жители которого, будучи иудеями, имели права римских граждан. Эти права давали реальные привилегии, а также право на особую государственную защиту и рассмотрение любых обвинений в императорском, римском суде.
Павел получил хорошее образование в Иерусалиме. Пребывание будущего апостола в Иерусалимской академии имело для него большое значение, как в умственном, так и в нравственном отношениях. Им прекрасно были изучены закон и пророки; катихизическая форма обучения в раввинистических школах дала ему большое искусство пользования Ветхим Заветом и привила ему ту острую диалектику, которая впоследствии оказала ему большую услугу для развития содержания христианского учения. Ученым образованием было положено основание тому красноречию, которое мы видим в позднейших речах и посланиях ап. Павла. Имея исключительные способности, ум острый и живой в соединении с твердой волей, юноша Савл в совершенстве освоил раввинистическую мудрость. Иудейство, фарисейство было для него незыблемой истиной, за которую он готов был положить свою душу. Своей ревностью в преследовании христиан Савл выделялся из среды других. После окончания учебы он даже получил власть официально преследовать христиан за пределами Палестины — в Дамаске.
И вот, именно на пути в Дамаск Господь призвал Савла к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Ему был голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?». На вопрос: «Кто Ты?» Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деяния, 26:13-15). Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели.
Христос повелел Савлу идти в Дамаск. Ослепшего, его привели в Дамаск, там он был научен вере и на третий день его крестили. В момент погружения в воду Савл прозрел. Произошел внутренний, духовный переворот, Савл преобразился. С этого времени он стал ревностным проповедником Христа Воскресшего. Дышавший гневом Савл, гонитель Христа, превратился в Его ревностного служителя, самонадеянный и гордый фарисей стал смиренным христианином, повержен был в прах иудей Савл, но восстал апостол Павел.
Обращение Савла — одно из необычайных событий апостольской Церкви: оно дало христианскому миру величайшего учителя и истолкователя евангельского учения; с другой стороны, — необыкновенного организатора и устроителя церковной жизни.
Естественно, такое важное событие не осталось незамеченным: иудеи были возмущены его обращением ко Христу, угрожали ему, и Савлу пришлось уйти в Иерусалим. Там он присоединился к христианской общине и познакомился с апостолами. И вновь последовало возмущение иудеев, угрозы убийством, от которых Савла спасло римское гражданство.
Савл отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Именно в этот период Савла стали называть Павлом. Вместе со святым Варнавой он основал христианские общины в нескольких городах Малой Азии. Павел предпринял еще несколько путешествий. Просвещал Христовым учением людей в разных странах. Везде он основывал церкви, был в Македонии и в Греции, был в Афинах и в Риме, доходил до Испании.
За долгие годы жизни и проповеди апостол Павел написал 14 посланий; они включены в Новый Завет. Павел точно определил, что любовь есть сущность Бога. Наверное, нет такого человека, который бы не слышал и не восторгался бы словами Послания к коринфянам. Это гимн невероятной красоты и глубины:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1Кор.13:1-7).
Павел был не раз арестован и после последнего заключения принял мученическую смерть от меча. Его не распяли, потому что он не был в статусе раба, а был римским гражданином. Произошло это в 67 году, в период царствования императора Нерона.
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В 324 году, при императоре Константине, в Риме и Константинополе построили первые храмы в честь Петра и Павла. С тех пор праздник стал праздноваться еще более торжественно.
На иконе апостол Петр, как правило, изображается простирающим правую руку в моленном жесте. В его левой руке — свиток и ключ на длинной цепи: «и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф 16:19). В руках апостола Павла изображается книга, которая напоминает о том, что он — автор 14-ти посланий.
Эти апостолы — два великих светильника нашей веры, именно через них в основном христианство распространилось по всему миру.
Митрополит Антоний Сурожский так говорил об апостолах, об их чествовании: «Когда мы думаем о святых, мы всегда думаем о их величии; они нам представляются, как гиганты, как герои духа. Мы можем вдохновиться их героизмом, но часто нам кажется, что нам до них так далеко, что мы не можем никаким образом уподобиться им. И поэтому полезно иногда вспомнить, что эти святые, даже апостолы, были людьми, такими, как другие люди: со слабостями, делали ошибки, оказывались не на высоте того, что мы в них видим сейчас, после того, как они уже совершили весь свой земной путь. Вот чему мы можем научиться от Христовых учеников, от апостолов Петра и Павла: сила Божия в немощи совершается. Это говорит Спаситель Павлу, и к нам обращено это слово: сила Божия в немощи совершается — только посвяти свою совесть и душу правде, истине, Богу, любви, и в твоей немощи проявится вся несокрушимая Божия сила».
Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога Живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2Кор.2:5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость. Святая Православная Церковь почитает их как первоверховных апостолов, ибо апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников.
Петр и Павел – два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути. Эти два человека, столь тяжко согрешившие – один как гонитель Церкви Христовой, другой как предатель, отрекшийся от своего возлюбленного Учителя, – каялись от всего сердца и были восставлены Спасителем и возведены на апостольское служение. Мы должны всегда иметь перед глазами примеры этих апостолов и помнить, что Господь не только восставил их от тяжких согрешений, но и сподобил величайшей благодати. Потому и мы не вправе отчаиваться или унывать, а должны уповать на милость Божию: «радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны – и Бог любви и мира будет с вами» (2Кор.13:11).
В Прохоровке 3 мая 1995 года был освящен Петропавловский храм, построенный на народные средства в память о погибших на Курской дуге. Решающее событие Курской битвы – Прохоровское сражение – произошло 12 июля 1943 года, именно в день святых апостолов Петра и Павла. И 12 июля в этом храме — престольный праздник.
Следует отметить, что каждый праздник Православной Церкви несет в себе особый смысл, помогает понять, что именно человек должен сделать в своей жизни, чтобы душа наполнилась не тьмой, отчаянием и унынием, а Богом, светом, добром и надеждой.
Да будут же святые апостолы Петр и Павел для всех нас всегдашними напоминателями о том, что Христос — это Бог-Сердцеведец, и Он знает то, что в наших сердцах. Будем же молиться святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, чтобы нам с вами тоже не только иметь веру, о которой мы прочитали в книгах, но и идти вслед за Христом, подражая примеру апостолов. Отложив всякую гордость, тщеславие, осуждение ближнего и бесчувственность, поучимся у них любить, терпеть, милосердствовать и сострадать.
Матушка Татьяна Рудавина,
Свято-Троицкий храм с. Журавка.
Сетевое издание «Прохоровские Истоки»
https://vk.com/@publicistoki-12-iulya-den-svyatyh-pervoverhovnyh-apostolov-petra-i-pavl